Предлагаем Вашему вниманию интервью с Беляевым Александром, руководителем Клуба интеллектуальных технологий, рекордсменом России, преподавателем, подготовившим нескольких победителей российских олимпиад.


Когда лучше всего тренировать память?

Развивать память и мышление лучше всего в детстве, причем наиболее благоприятный период примерно до 12-14 лет. Поэтому родители должны очень внимательно следить за интеллектуальным развитием детей, когда они ходят в начальную школу, потому что  потом уже многое становиться поздно.

Значит, после 14 лет память развивать бесполезно?

Не бесполезно, но уже не так эффективно. Однако наши успехи зависят не только от того, какая у нас память,  а в не меньшей степени от того, как мы умеем ею пользоваться. Представьте, что вы купили очень дорогой и очень мощный компьютер, принесли его домой, поставили, но совершенно не умеете им пользоваться, не знаете ни программного обеспечения, ни кнопки, на которые нужно нажимать. Какая польза будет от этого компьютера? Никакой. Вот так и мы очень плохо представляем, как работает наш мозг -  наш «биокомпьютер». Поэтому со старшеклассниками и со взрослыми мы изучаем законы функционирования памяти и мнемотехнику – «программное обеспечение» и «кнопки», позволяющие более эффективно использовать свою память.

А что такое мнемотехника?

Мнемотехника –  это набор приемов, методов, технологий, позволяющий рационально, а значит быстро и эффективно запоминать большие объемы информации.

Знание мнемотехники позволило Вам запомнить 2500 знаков в числе Пи после запятой?

Конечно. Мнемотехника тогда и применяется, когда нужно запомнить большой объем информации. Существуют мнемотехнические методы, позволяющие запоминать длинные ряды цифр, стихи, тексты, иностранные слова, в общем, любую другую информацию, с которой человек может столкнуться при обучении в школе, в высшем учебном заведении. Как правило, они очень просты в освоении, потому что основаны на знании психологии памяти, восприятия, внимания. Это означает, что знание методов позволяет более оптимально использовать то, что нам дала природа.

Можно ли сойти с ума от избытка информации?

С ума можно сойти не от избытка информации, а от того, что вы не можете её усвоить,  запомнить. Вообще, причиной утомления в том случае, когда мы занимаемся интеллектуальным трудом, является не количество информации, которое нам приходится запоминать, а эмоции, которые сопутствуют этой деятельности. Мы утомляемся, если нам не хватает времени – работаем в спешке, если не можем запомнить, потому что очень большой объем, если не понимаем, зачем нам это нужно, если информация скучная, неинтересная. Человек, владеющий мнемотехникой, может экономить время и нервы, потому что с некоторыми «трудными» заданиями он справляется очень легко и быстро.  Вот, например, в феврале 2003 года  мы проводили конкурс, в котором Е. Яновский за 60 минут запомнил число из 450 цифр, за 15 минут -  142 слова, колоду из 36 произвольно разложенных карт - за 3 минуты 7 секунд. И это не единственный случай. У наших учеников много различных побед и достижений. Но самое главное, через небольшой промежуток времени вы сами будете способны на подобное.

А может, просто учить стихи?

Я ничего не имею против того, чтобы учить стихи. Будет даже очень хорошо, если мы будем знать много стихов. Но если вы научитесь хорошо запоминать стихи, это означает, что вы будете хорошо запоминать стихи. Но иностранные слова вы лучше запоминать не будете, имена и лица запоминать лучше не будете, числа лучше запоминать не будете и т.д. Мы же занимаемся «общеинтеллектуальной подготовкой». Когда вы освоите наши приемы и методы, будет легче изучать все остальное. Нам говорят: выучи это, запомни это, а как это делать, говорят не всегда. А мы как раз и занимаемся тем, что учим людей учиться.

Кстати, эту мнемотехнику Вы сами изобрели?

Что Вы,  мнемотехника - искусство древнее. 2500 лет назад появился метод Цицерона.  Большинство методов придуманы более 100 лет назад. Но мы их внимательно изучаем, придумываем новые подходы, упражнения. А вообще мое первое знакомство с мнемотехникой состоялось на курсах в Москве у профессора Матюгина И.Ю. в 1998 году. И первоначально наши занятия полностью состояли из приемов, методик, подходов, полученных на курсах у Матюгина. Сегодня же процентов на 60 это уже наши наработки.

На ваших занятиях вы посвящаете все время тренировке памяти?

Есть такое определение памяти: это воспоминание о прошлом мышлении.  Это определение не совсем научное, но по сути очень верное. Эффективность механического запоминания в среднем в 20 раз хуже запоминания осмысленного. Кроме того, память - это не какой-то приборчик, который спрятан в нашей голове, это психический процесс, который во многом зависит от того, как хорошо у человека развито мышление, воображение, внимание. Если внимания никакого,  может ли быть память хорошей? Поэтому нужно развивать не только память, но и внимание, воображение, речь и т.д.

Ну вот понятно,  для чего нужно развивать память детям, а  взрослым нужно ли тратить на это время?

Когда большинство населения нашей страны большую часть рабочего времени проводило на свежем воздухе, махая топором или косой, физкультура была ни к чему. Но жизнь изменилась, и сейчас уже мало кто будет спорить о том, что полезно заниматься физкультурой. Так многие люди,  даже еще очень молодые, если не жалуются на память, то часто со вздохом вспоминают, какая у них она была в период учебы в школе. Почему такое происходит? Потому что голове тоже нужна работа, причем постоянно. Вспомните, как любил жаловаться Шерлок Холмс, что «его мозг ржавеет без работы». Но даже если ваша работа связана постоянно с анализом,  информацией и вы интеллектуально напряженно работаете, я бы вам все равно порекомендовал наши или подобные курсы. Почему? Потому что на работе, как правило, мы сталкиваемся с решением типовых задач, проблем. А здесь есть возможность поработать над разными «мышцами ума и памяти», гармонизировать работу своих психических процессов.

 

Анекдот на тему

Лафонтен зашел в дом знакомого ученого с намерением поговорить с ним.

Его родственники выразили удивление:

- Хозяин вот уже месяц как умер, и вы на его похоронах произнесли очень проникновенную речь.

- Да, да, у меня очень хорошая память, я помню каждое слово этой речи и могу ее точно повторить хоть сейчас.

 

 

Помимо развития памяти вы занимаетесь еще и скорочтением. Почему вы стали заниматься этой проблемой?

В настоящее время объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии, это приводит к тому, что к человеку нашего времени выдвигаются достаточно жесткие требования, касающиеся его способности работать с информацией, немалая часть которой поступает к нам путем чтения. Поскольку уменьшить объем информации, поступающей к нам, мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации. Одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком и является скорочтение, а при достаточно быстром чтении огромную роль, безусловно, играет процесс запоминания прочитанного, поэтому скорочтение и развитие памяти довольно трудно отделить друг от друга.

Скорочтением занимаются не только в вашем центре. Чем же отличаются ваши занятия?

В нашем центре мы занимаемся в первую очередь с младшими школьниками, с детьми 7-11 лет, другие же школы скорочтения ориентированы в основном на взрослых а, как я уже говорил, наиболее подходящее время для развития ребенка – это как раз возраст младшего школьника.

Но можно ли говорить о скорочтении в начальной школе, когда дети читают меньше 100 слов, а порой и меньше 50 слов в минуту?

Да, действительно, скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно, поэтому, занимаясь с детьми, мы создали специальную программу, которая ориентирована на скорость чтения детей в начальной школе и учит их оптимальному и безошибочному чтению вслух, а затем уже «про себя».

Неужели дети, придя на ваши курсы, сразу начинают читать быстро?

К сожалению, все не так просто. Важно не только посещение наших курсов, но и заинтересованность родителей и ребят в успехе. Большую роль здесь играет частота выполнения тренировочных упражнений. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, то мы должны упражняться короткими порциями, но с большой частотой, практически ежедневно, а в этом нам могут помочь только родители ребят.

Как быть в том случае, если человек прочитал объявление, пришел  к вам на курсы, а ему ваши семинары по каким-либо причинам либо не подходят, либо оказались неинтересны?

У нас есть такое правило: на первом занятии оплату не берем. Это сделано для того, чтобы вы смогли сориентироваться, задать вопросы преподавателю, снять какие-либо сомнения. И тогда, если вы принимаете решение продолжить занятия, вы вносите плату на втором занятии. Кроме того мы планируем провести серию бесплатных семинаров по развитию памяти.

 

---                            
Александр Светин

  • BK
    Вконтакте
  • BK
    Facebook